#богослужебное_пение #православие #orthodox #choir #Хор #byzantine_chant #византийский_распев #византийскийраспев #OEBYX #Господи_помилуй #ГосподиПомилуй #Литургия
Византийское наследие
До нас дошло свыше 5000 музыкальных рукописей византийского периода. Большинство из них находится в монастырских собраниях – на Афоне, на горе Синай и в государственных библиотеках восточной и западной Европы. Полагаю, что ученые изучили менее 1/5 этого собрания, поэтому наше представление и понимание этого уникального наследия удивительно и раздражающе ограничено. Это настоящий профессиональный вызов для ученого, которого привлекают музыкальные произведения Восточного Средиземноморья. Ведь византийская музыка представляет собой наследие, накопленное за более чем за тысячелетие, прошедшее со времени средних веков, является роскошным превращением музыкальной практики, которая была тесно связана с академическими традициями литургии, богословия, истории, литературы и изящных искусств.
Изучение этого наследия – задача не из легких, ведь помимо просто музыкальности ученый должен обладать лингвистическими навыками для сопричастности музыке на равных. Ведь византийская музыка имела влияние не только на греческий распев, но и на ранние латинский, славянский, грузинский, армянский, коптский, арабский и румынский музыкальные диалекты.
Византийская музыка оставалась мощной направляющей силой в культуре христианского мира на протяжении столетий. Этому способствовали несколько факторов. Главным была аутентичность этой музыки. Она сохранила не подлежащую сомнению преемственность с первых веков христианской эры. Кроме того, византийская музыка была естественной наследницей технических приемов и художественных традиций античного мира. Даже когда начался политический упадок Византии, продолжали возникать новые стили, проводиться изыскания, которые вели музыку вперед в XVIII век и далее. Что я имею в виду? Музыка может изменяться, однако стиль не изменяется. Это был тот же самый вокальный монофонический стиль.